Заказчи: ОАО «РЖД»
ОАО «Российские железные дороги» — государственная железнодорожная компания, одна из крупнейших транспортных компаний мира.
Цель и задачи проекта
Создание Ситуационного Центра для отображения текущей дорожной ситуации, эффективной обработки и структурирования полученной информации, оперативного реагирования в условиях ЧС.
Решение
Проект состоит из двух блоков: создание диспетчерского центра и дорожного пункта управления.
Диспетчерский центр управления железнодорожными тоннелями Совмещенной дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» выполняет следующие функции:
- Обеспечивает мониторинг и ситуационное реагирование на происшествия в шести тоннельных участках железной дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».
- Позволяет контролировать работу следующих информационно-аналитических систем:
- автоматики
- тоннельного видеонаблюдения
- громкоговорящего оповещения
- экстренной телефонной связи
- охранной и пожарной сигнализации
- контроля доступа
- геологического технического мониторинга.
Все системы ДЦ логически объединены в одно информационно-аналитическое пространство:
- видеостена отображает общую ситуацию систем на всех объектах;
- мнемокарта транслирует структурную схему автомобильной дороги с состоянием знаков, информационных табло, светофоров, шлагбаумов, направлений движения, показателей критических датчиков в тоннелях;
- соответствующие АРМы систем предоставляют диспетчерам и операторам полный функционал, отображают детальную информацию, обеспечивают доступ к журналам и отчетам;
- срабатывание одного из сценариев внештатной ситуации вызывает отображение экстренной информации на видеостене и более детальной информации по конкретным источникам тревоги на АРМах.
Дорожный пункт управления Совмещенной дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» оснащен оборудованием, обеспечивающим централизованное управление следующими информационными системами:
- Автоматизированная система управления дорожным движением. Обеспечивает управляемый видеоконтроль на участках автомобильной дороги, контроль нахождения объекта, контроль скорости, контроль потока. Предоставляет средства регулирования движения (светофоры, электронные знаки, информационные табло). Система позволяет в автоматическом режиме разыгрывать определенные сценарии управлением движения или ситуационно реагировать на внештатную дорожную обстановку.
- Система тоннельного видеонаблюдения. Обеспечивает видеорегистрацию на тоннельных участках автодороги и путях экстренной эвакуации. Осуществляет оперативное и архивное хранение видеоданных для последующего детального разбора реальных и смоделированных ситуаций. Обеспечивает информационную осведомленность локальных постов и диспетчеров ДПУ. Позволяет локализовать источник внештатной ситуации для адекватной выработки методов решения. Обеспечивает визуальный контроль доступа в технологические и эвакуационные помещения.
- Система громкоговорящего оповещения. Обеспечивает информирование людей в тоннеле. Используется в тесной интеграцией с системой автоматики и пожарной сигнализацией. Предусмотрены работа в автоматическом режиме соответствии с предопределенным сценарием при возникновении технической аварии или пожаре и ручное зонное оповещение диспетчером ДПУ для управлением эвакуацией и информированием.
- Система экстренной телефонной связи. Обеспечивает экстренную связь из тоннеля. Используется в экстренной ситуации для связи со службами быстрого реагирования в тоннеле и управления эвакуацией. Может работать в интеграции с системой тоннельного видеонаблюдения для локализации места вызова.
- Система автоматики. Обеспечивает автоматическое технологическое управление тоннельными системами. Регламентирует работу основного электропитания, основной и подпорной вентиляции, пожарного водопровода, осуществляет контроль вредных веществ, метеорологических параметров. Обеспечивает автоматическую работу систем по заданным сценарием в одном из трех основных режимов:
- штатная ситуация: осуществляется контроль и отображение основных параметров, вентиляция работает в соответствии с метеорологическими показателями;
- техническая тревога: сбой или неполадки оборудования, повышение концентрации вредных веществ;
- чрезвычайная ситуация: пожар, превышение допустимых норм концентрации вредных веществ.
- Система охранной и пожарной сигнализации. Обеспечивает определение возникновения пожара, включает в себя термодатчики, дымовую сигнализацию, ручные извещатели. Работает в интеграции с системой автоматики, контроля доступа и громко говорящей связи. При не ложном срабатывании инициирует соответствующие сценарии систем. Обеспечивает запуск автоматического пожаротушения в технологических помещениях.
- Система контроля доступа. Предназначена для осуществления контроля доступа в технологические и эвакуационные помещения. Обеспечивает автоматическое открывание дверей при срабатывания соответствующих сценариев систем автоматики и пожарной сигнализации.
- Система геологического технического мониторинга. Обеспечивает геологический сейсмический контроль и передачу данных в систему автоматики.
Основными объектами контроля ДПУ являются:
- участки автомобильной дороги с развязками и мостами;
- три автомобильных тоннельных комплекса.
Результат
Заказчик получил функциональный ситуационный центр, позволяющий контролировать дорожную ситуацию и оперативно реагировать на условия ЧС.
Ситуационный центр обеспечивает:
- сбор информации более чем со ста видеокамер, установленных на дорогах, развязках и в тоннелях;
- отражение информации о текущей дорожной обстановке (аварии, пробки и др.) на интерактивной карте;
- возможность оперативного управления дорожной ситуацией: координировать действия постов ГИБДД, изменять режимы работы светофоров и шлагбаумов;
- контроль состояния инженерных систем сложных искусственных сооружений (тоннелей).
- надежное взаимодействие диспетчерской службы, министерства транспорта, ГИБДД, ФСБ и службы безопасности.